23.05.2022

AMD CrossFire Х – для тех кто нацелен на лучший результат. Что такое AMD CrossFireX Crossfire ati radeon установка настройка


Технология AMD CrossFireX, первые реализации которой увидели свет больше 10 лет назад (в 2005 году), позволила объединить мощность двух, трех или четырех видеокарт в одном компьютере для повышения производительности в играх. Теоретически, звучит такое решение привлекательно, особенно для тех, кому возможностей одного ГП становится недостаточно. Казалось бы, достаточно пойти в магазин, приобрести новую видеокарту, подключить ее к ПК и получить рост FPS в играх. Но в реальности дело обстоит немного сложнее, эта технология не лишена целой цепочки ограничений, в которых и нужно разобраться. О том, как соединить две видеокарты в CrossFire, расскажет этот материал.

Подключение двух видеокарт через CrossFire: требования

Существует ряд ограничений, которые нужно учитывать при создании CrossFire-конфигурации из двух графических процессоров. Вот главные условия для того, чтобы две (или больше) видеокарты смогли работать параллельно.



Важно помнить, что при подключении двух видеокарт через CrossFire их объем памяти не суммируется. Каждый ГП использует видео-ОЗУ только со своей платы, а суммарный практический ее объем равняется меньшему из двух. Таким образом, при соединении видеокарт на 1 и 2 Гб – в итоге выходит не связка с 3 Гб общей памяти, а конфигурация с 1 Гб полезного пространства.

Аналогично и с частотами: при соединении разогнанной и неразогнанной версий одного процессора – действует «морской принцип», когда равнение идет по самому медленному элементу. Поэтому в играх, не оптимизированных под CrossFire (а таких немало), возможности связки окажутся скромнее, чем у ПК с одной установленной видеокартой.

CrossFire-совместимость видеокарт: таблица от AMD

Компания AMD, выпускающая графические процессоры Radeon, регулярно публикует и обновляет таблицы, в которых указывает, какие видеокарты можно объединить в CrossFire. Ознакомиться с самой актуальной их версией можно на официальном сайте. Здесь приведена русифицированная версия официальных таблиц, информация в которых подана состоянием на февраль 2016 года.

Таблица совместимости видеокарт R-серии

CrossFire-совместимость видеокарт Radeon серий 5000-7000

CrossFire-совместимость видеокарт серий 3000-5000

Подключение двух видеокарт видеокарт через CrossFire

Если все условия соблюдены, можно переходить к созданию конфигурации CrossFire. Для этого нужно установить видеокарты в слоты на плате, подключить к ним кабели питания (если таковые требуются) и соединить карты мостиками. Подключение происходит от первой платы – ко второй, от второй – к третей, и т.д. Если карт две, можно использовать как один, так и два коннектора: на работе это никак не отразится. Ряд видеоадаптеров (они отмечены в таблице) не требуют для соединения мостиков. В таком случае обмен данными между ними осуществляется по шине PCI-Express.

Две бюджетные видеокарты в CrossFire без мостиков

После того, как карты соединены, можно запустить систему. Затем следует обновить драйверы видеокарт, зайти в AMD Catalyst Control Center и во вкладке «Производительность» отметить галочкой пункт «Включить AMD CrossFireX».

Итоги

Подключение двух видеокарт через CrossFire способствует существенному росту производительности в совместимых (адаптированных) играх. Конечно, быстродействие увеличивается не в два раза, а процентов на 80 %, но и это эффективнее, чем замена ГП на другой, обладающий удвоенным количеством вычислительных элементов. К примеру, связка из пары Radeon HD 7770 (или R7 250X, что суть одно и то же), имеющих по 640 шейдерных ядер, окажется быстрее, чем одна HD 6930, оснащенная 1280 процессорами.

Однако в ряде случаев столь значительного роста достичь не удастся. Большинство игр, выпущенных до 2010 года, очень неохотно «дружатся» с CrossFire. Да и среди более современных существуют те, в которых рост быстродействия окажется незначительным. Важно помнить это перед тем, как соединить две видеокарты CrossFire-мостиками. Особенно это актуально для владельцев устаревших видеоплат прошлых поколений. Вторую HD5750 или 6750 в продаже найти новую очень сложно, а если таковая и встретится где-то в рознице – за эти же деньги лучше взять ГП поновее. К примеру, вместо еще одной 5750, стоившей на закате продаж около 100 $ (в рублях цену приводить бессмысленно, так как курс за 4 года существенно изменился), за эти деньги можно взять

Технология AMD CrossFire обеспечивает ускорение качества и производительности графики, объединяя вычислительную мощность нескольких графических процессоров.

Благодаря технологии AMD CrossFire можно настроить для совместной работы две или более дискретных графических плат. Также с помощью технологии AMD Radeon™ Dual Graphics можно настроить дискретные графические процессоры для совместной работы с интегрированными графическими процессорами. Технология AMD Radeon Dual Graphics основывается на технологии AMD CrossFire и доступна только для систем AMD на основе APU.

Перед тем как включить и настроить технологию AMD CrossFire, необходимо запустить настройку AMD CrossFire, для чего может потребоваться подключение пары видеокарт с помощью кабеля для мостового соединения AMD CrossFire. Дополнительную информацию об установке графических плат AMD CrossFire см. в руководстве пользователя графической платы.

При включенной поддержке AMD CrossFire один графический процессор функционирует в качестве основного процессора. Впоследствии задачи визуализации (рендеринга) графики распределяются между этим графическим процессором и другими процессорами, чтобы ускорить воспроизведение изображения на отдельном дисплее, подключенном к основному графическому процессору. Дополнительные дисплеи могут подключаться к основному графическому процессору, если тот функционирует в режиме расширенного рабочего стола.

Прим.: Если поддержка AMD CrossFire включена или выключена, приложение Control Center автоматически перезапускается. AMD CrossFire предназначено для приложений, работающих в полноэкранном режиме.Дисплеи, не подключенные к основным графическим процессорам в конфигурации AMD CrossFire, автоматически отключаются. Для некоторых конфигураций при необходимости можно разблокировать поддержку дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.

Доступность страниц и параметров AMD CrossFire зависит от характеристик конкретных графических плат. Расположение страниц AMD CrossFire также зависит от текущего используемого представления:

  • Стандартное представление - страница AMD CrossFire находится в группах Производительность и Игры > Производительность . Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то страница находится в группах Производительность и AMD FirePro > Производительность .
  • Расширенное представление - страница AMD CrossFire находится в группах Производительность и Игры . Если вы используете графическую плату AMD FirePro, то страница находится в группах Производительность и AMD FirePro .

Графические процессоры в конфигурациях AMD CrossFireX и AMD Radeon™ Dual Graphics работают совместно с использованием одного из четырех режимов рендеринга графики: мозаика, режим Ножницы, Поочередный рендеринг кадров и Суперсглаживание.

Первые три режима ориентированы на обеспечение производительности, в то время как режим cуперсглаживания ориентирован на обеспечение качества. В каждом режиме используется свой способ распределения рабочей нагрузки между несколькими графическими процессорами при рендеринге 3D-изображения. Драйвер дисплея AMD Catalyst™ автоматически выбирает наиболее оптимальный из трех режимов работы при запуске 3D-приложения.

Совет: Вы также можете повысить качество изображения, выбрав режим суперсглаживания (уровни выше 6 ×).

Мозаика В этом режиме каждый обрабатываемый кадр делится на ряд расположенных в шахматном порядке плиток (тайлов) таким образом, что каждый из двух графических процессоров выполняет обработку половины тайлов. Каждый тайл представляет собой квадрат из 32×32 пикселей, поэтому этот метод обеспечивает хорошее распределение рабочей нагрузки между графическими процессорами независимо от просчитываемого изображения, выводимого на дисплей, и без непроизводительного использования программных ресурсов.

Преимуществом режима мозаики является способность работать практически с любым трехмерным приложением. Вместе с тем, имеется небольшое количество приложений, в которых распределение рабочей нагрузки в режиме мозаики не обеспечивает оптимальную производительность. В этих особых случаях может использоваться режим ножниц. Режим ножниц В этом режиме каждый кадр делится на две секции, каждая из которых обрабатывается одним графическим процессором. Идеальная конфигурация определяется автоматически для каждого приложения.

Хотя режим ножниц обычно является менее эффективным способом распределения рабочей нагрузки по сравнению с режимом мозаики, в ряде случаев он может оказаться более эффективным. Этот режим поддерживается технологией AMD CrossFireX в целях обеспечения максимальной совместимости и производительности. Поочередный рендеринг кадров (AFR) В этом режиме рендеринг всех четных кадров выполняется на одном графическом процессоре, в то время как все нечетные кадры просчитываются на другом графическом процессоре. Обработанные кадры передаются из обоих графических процессорах в компоновочный движок на карте AMD CrossFireX Edition, который затем передает их на дисплей. Обеспечивая возможность независимой работы обоих графических процессоров, режим AFR позволяет максимально повысить производительность всех доступных режимов. Этот режим также является единственным режимом, позволяющим одновременно задействовать все вычислительные мощности обоих графических процессоров для обработки вершин.

Основным ограничением этого режима является невозможность использования в приложениях, в которых внешний вид текущего кадра зависит от данных, сформированных в предыдущих кадрах, так как режим AFR предполагает формирование следующих друг за другом кадров на разных графических процессорах. В подобных случаях вместо этого используются режим мозаики или режим ножниц. Суперсглаживание Сглаживание – это метод рендеринга, предназначенный для удаления ступенчатых краев, мерцания и пикселизации, которые часто возникают в обработанных трехмерных изображениях. Вместо простого определения цвета, отображаемого для каждого пикселя на экране, путем выборки с одного места в центре пикселя, при сглаживании выборки делаются в разных местах каждого пикселя, а полученные результаты смешиваются для создания итогового цвета.

Большинство графических процессоров AMD используют метод, известный как сглаживание с множественной выборкой (MSAA). При использовании этого метода осуществляются выборки из 2, 4 или 6 программируемых мест в каждом пикселе и применяется смешение образцов с гамма-коррекцией с целью получения высококачественных сглаженных краев многоугольников. Новый режим суперсглаживания AMD CrossFireX использует возможности программируемой выборки графического процессора, чтобы обеспечить более высокое качество сглаживания в системах AMD CrossFireX.

При этом каждый графический процессор выполняет рендеринг одного и того же кадра с включенным режимом сглаживания, но каждый процессор осуществляет выборку из разных мест. После завершения обоих вариантов рендеринга кадра полученные результаты смешиваются в компоновочном движке AMD CrossFireX. Полученное в результате изображение создается на основе вдвое большего количества выборок, поэтому сглаживание типа 4× и 6× становится, соответственно, сглаживанием типа 8× и 12×.

В некоторых видах текстур, особенно с прозрачными участками, может наблюдаться ступенчатость, которую не удается устранить с помощью метода MSAA. В этих случаях может оказаться полезным еще один вид сглаживания, который называется сглаживанием низкого разрешения (SSAA), так как он влияет на каждый пиксель в изображении. Хотя этот процесс обычно является более медленным по сравнению с методом MSAA, вычислительные мощности нескольких графических процессоров могут обеспечить возможность практического применения SSAA.

При использовании SSAA сначала выполняется рендеринг сцены при более высоком разрешении, чем разрешение выходного сигнала, подаваемого на дисплей, а затем выполняется принудительное снижение разрешения до уровня разрешения дисплея. Этот подход обычно имеет два основных недостатка: он требует проработки намного большего количества пикселей, чем обычно, что может сильно повлиять на производительность, и, кроме того, он приводит к использованию упорядоченной решетчатой выборки, которая плохо подходит для сглаживания некоторых видов зубчатых краев. Функция суперсглаживания AMD CrossFireX устраняет оба этих недостатка. При этом используется второй графический процессор для рендеринга дополнительных пикселей, необходимых для каждого кадра, поэтому влияние на производительность оказывается незначительным или вообще отсутствует. При этом также может использоваться более эффективная модель выборки, обеспечивающая более высокое качество сглаживания почти горизонтальных и почти вертикальных краев, что позволяет добиться более высокого общего качества изображения.

В двух режимах суперсглаживания используется сочетание методов MSAA и SSAA, чтобы обеспечить максимальное качество изображения. В этих режимах не только используются различные места множественной выборки для каждого графического процессора, но и слегка смещаются центры пикселей. По сути, каждый графический процессор выполняет рендеринг изображения с разных точек зрения, отстоящих друг от друга примерно на пол пикселя. Режимы суперсглаживания 10× и 14× работают таким образом, сочетая 2× SSAA с 4× и 6× MSAA соответственно.

Оба этих режима работают в сочетании с анизотропной фильтрацией (AF).

Пользователи могут включить режимы суперсглаживания с помощью приложения Control Center.

Прим.: При включении режимов суперсглаживания (×8, ×10, ×12, ×14), отключается рендеринг с использованием нескольких GPU (графических процессоров), предназначенный для повышения производительности, чтобы обеспечить более высокое качество изображения.

Настройка параметров аппаратного обеспечения AMD CrossFireX™

Используйте страницу AMD CrossFireX для включения и настройки конфигураций AMD CrossFireX, которые используют кабели для мостового соединения AMD CrossFireX. При включенной поддержке AMD CrossFireX 3D-игры и приложения автоматически используют технологию AMD CrossFireX, если драйвер определяет, что ее использование является оптимальным решением.

Также можно настроить режим суперсглаживания для AMD CrossFireX, используя страницы 3D в приложении Control Center.

Включение AMD CrossFireX™

    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры .
    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  1. Установите флажок Включить AMD CrossFireX .
  2. При необходимости щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Не при всех конфигурациях AMD CrossFireX поддерживается разблокирование дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.
  3. Нажмите кнопку Применить .

Включение AMD CrossFireX™

Включите поддержку AMD CrossFireX для ускорения качества и производительности трехмерных приложений и игр, отображаемых на дисплеях, подключенных к основному графическому процессору. Если включена поддержка AMD CrossFire™, выбирается наилучшая возможная комбинация графических процессоров для использования в зависимости от текущей конфигурации оборудования.

Прим.: Если включена поддержка AMD CrossFireX приложение Control Center автоматически перезапускается. AMD CrossFireX предназначено для приложений, работающих в полноэкранном режиме.

Графические платы AMD Radeon™ dual-GPU (с двойным графическим процессором) созданы на основе технологии AMD CrossFireX. В результате поддержка AMD CrossFireX всегда включена для таких плат.

  1. Перейдите на страницу AMD CrossFireX , расположенную в приведенных ниже группах.
    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры .

    Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то на страницу можно перейти с помощью приведенных ниже групп.

    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  2. При необходимости используйте меню выбора рабочего стола в верхней части страницы для выбора рабочего стола, связанного с графическим процессором, который следует использовать в качестве основного.
  3. Установите флажок Включить AMD CrossFireX .В отношении Windows® 8.1, поддержка AMD CrossFireX по умолчанию включена только для приложений и игр со стандартным профилем AMD или пользовательским профилем приложения. Чтобы включить AMD CrossFireX для всех игр и приложений - даже тех из них, у которых нет профиля приложения - выберите пункт Включить AMD CrossFireX для приложений без профиля .
  4. При необходимости щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Не при всех конфигурациях AMD CrossFireX поддерживается разблокирование дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Прим.: Для достижения оптимальной производительности при запуске 3D-приложений подключите все дисплеи к основному графическому процессору и (в случае необходимости) разблокируйте дисплеи, подключенные к вспомогательному графическому процессору.
  5. Нажмите кнопку Применить .

AMD CrossFireX включен, и для AMD CrossFireX автоматически используется наилучшее сочетание графических процессоров для вашей системы. Для использования доступны только лишь дисплеи, подключенные к основному графическому процессору (дополнительные дисплеи должны работать в режиме расширенного рабочего стола). Дисплеи, которые не включены в конфигурацию AMD CrossFireX, также доступны для использования. Дисплеи, подключенные к вспомогательным графическим процессорам, остаются доступными для использования только лишь при наличии разблокированной поддержки.

Если доступны другие сочетания графических процессоров, вы можете выбрать для использования другое сочетание.

Прим.: Если с текущей конфигурацией AMD CrossFireX возникли проблемы, в нижней части страницы будут отображены диагностические сведения.

Выбор сочетаний GPU для AMD CrossFireX™

Если в системе имеется более двух графических процессоров (GPU), поддерживающих AMD CrossFireX, можно выбрать для использования конкретное сочетание графических процессоров.

Прим.: При изменении комбинации графических процессоров, которая используется для AMD CrossFireX, приложение Control Center автоматически перезапускается.

  1. Перейдите на страницу AMD CrossFireX , расположенную в приведенных ниже группах.
    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры .

    Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то на страницу можно перейти с помощью приведенных ниже групп.

    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  2. Из раскрывающегося списка сочетаний графических процессоров выберите сочетание, которое следует использовать.В каждом варианте списка указано количество графических процессоров, поддерживающих AMD CrossFireX, и индекс адаптера основного графического процессора, за которым следует один или несколько дополнительных графических процессоров.
    Прим.: Если с выбранным сочетанием возникли проблемы, в нижней части страницы будут отображены диагностические сведения.
  3. Нажмите кнопку Применить .

Выбранное сочетание графических процессоров используется для AMD CrossFireX.

Отображение и скрытие AMD CrossFireX™ логотипа

При включенной поддержке AMD CrossFireX можно выбрать отображение логотипа AMD CrossFireX для 3D-приложений и игр, запускаемых в полноэкранном режиме. Этот логотип отображается в верхнем правом углу экрана и указывает на то, что поддержка AMD CrossFireX включена. При отключенной поддержке AMD CrossFireX логотип не отображается.

Кроме того для плат AMD FirePro™ показывается логотип также отображается для приложений, работающих в оконном режиме.

  1. Щелкните логотип Control Center на панели задач Windows® (в области уведомлений) правой кнопкой мыши.
  2. В появившемся меню выберите графическую карту, связанную с основным графическим процессором для конфигурации AMD CrossFireX, укажите Параметры AMD CrossFireX и выберите Показывать значок состояния CrossFireX (если применимо) для отображения логотипа AMD CrossFireX при включении поддержки AMD CrossFireX.Чтобы всегда скрывать логотип, даже при включении поддержки AMD CrossFireX, снимите флажок.

Разблокирование дисплеев на вспомогательных GPU для AMD CrossFireX™

Если в вашей системе обеспечена поддержка дисплеев, непосредственно подключенных к вспомогательному графическому процессору в AMD CrossFireX, можно разблокировать поддержку необходимого количества дисплеев, которые вы планируете использовать.

Прим.: При изменении количества дисплеев, поддерживаемых вспомогательным GPU, в группе AMD CrossFireX происходит автоматический перезапуск приложения Control Center.

  1. Перейдите на страницу AMD CrossFireX , расположенную в приведенных ниже группах:
    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры .

    Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то на страницу можно перейти с помощью приведенных ниже групп:

    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  2. Убедитесь в том, что AMD CrossFireX включен.
  3. Щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.
    Прим.: Для достижения оптимальной производительности при запуске 3D-приложений подключите все дисплеи к основному графическому процессору и (в случае необходимости) разблокируйте дисплеи, подключенные к вспомогательному графическому процессору.
  4. Щелкните кнопку Применить .

Советы по поиску и устранению неисправностей в AMD CrossFire™

Ниже предлагаются решения для устранения распространенных неполадок AMD CrossFire. Чтобы получить дополнительную информацию, перейдите на веб-страницу AMD CrossFire по адресу www.amd.com .

Измените параметры BIOS материнской платы Некоторые материнские платы могут иметь параметр настройки системного BIOS, обеспечивающий возможность переключения между режимами поддержки одного и двух слотов PCIe®. По умолчанию может поддерживаться один слот. Информацию о порядке включения поддержки двух слотов PCIe смотрите в руководстве по материнской плате. Использование графических плат с разным объемом памяти В некоторых AMD CrossFire конфигурациях могут использоваться графические карты с разным объемом памяти; вместе с тем, после включения AMD CrossFire требуется перезагрузка компьютера. Это заставит AMD CrossFire уменьшить объем памяти графической платы с большим объемом памяти так, чтобы он совпал с объемом памяти на графической плате с меньшим объемом памяти.

При нажатии кнопки При отключении AMD CrossFire вам будет предложено перезагрузить компьютер, чтобы восстановить исходный объем графической памяти, или продолжить работу с уменьшенным объемом памяти. Рекомендуется поменять платы местами Если основная графическая плата не вставлена в основной слот PCIe, может появиться сообщение с рекомендацией поменять графические платы местами. Хотя в этом случае AMD CrossFire может быть включена, перестановка графических плат в компьютере может повысить производительность системы.

Чтобы узнать, какой слот PCIe является первичным, смотрите документацию на материнскую плату. 3D-клиент активен Невозможно включить AMD CrossFire, если запущены 3D-приложение или игра, или воспроизводится видео, например DVD-фильм.

Закройте все открытые 3D-приложения, игры, а также приложения для воспроизведения фильмов, а затем включите AMD CrossFire. AMD CrossFire в данный момент недоступна Эта ошибка произошла из-за того, что система AMD CrossFire неправильно определила аппаратное обеспечение графики, или из-за наличия неполадок с программным обеспечением.

  • Проверьте правильность установки графических плат.
  • Проверьте правильность подключения соединительного кабеля.
  • Закройте все выполняемые 3D-приложения.
  • Переустановите программное обеспечение Control Center и драйверы.
Функция поворота экрана недоступна или не работает Функция поворота экрана недоступна в системах AMD CrossFire. Видеоизображение на экранах мигает во время начальной загрузки системы Это нормальное явление во время загрузки AMD CrossFire. AMD CrossFire запускается в программном режиме Это является нормальным явлением при первом запуске после установки двух графических плат AMD CrossFire, если ни одна из плат не установлена в основной слот PCI Express®. Режим AMD CrossFire можно изменить в приложении Control Center. AMD CrossFire отключена после переустановки или перемещения плат Если вы изменяете конфигурацию AMD CrossFire, переустанавливая графические платы в другие слоты на материнской плате, сначала отключите AMD CrossFire и восстановите стандартные заводские параметры в приложении Control Center. После перестановки плат включите AMD CrossFire. Это позволит компьютеру обнаружить новую конфигурацию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Заядлые геймеры наверняка сталкивались или, по крайней мере, слышали о технологиях, называемых SLI и Crossfire, которые принято относить к графической системе компьютера или ноутбука. В большинстве случаев такие термины применяются больше к стационарным системам (это будет рассмотрено несколько позже). Однако иногда для нормальной работы компьютера потребуется знать, как отключить Crossfire или SLI, когда такие режимы не используются. Об этом сейчас и пойдет речь.

SLI и Crossfire: общие понятия

Наверное, начать стоит с того, что, с точки зрения современных компьютерных технологий, SLI и Crossfire представляют собой специализированные режимы, которые поддерживают установку на компьютер двух и более видеокарт.

В стационарных системах два независимых видеоадаптера просто вставляются в специальные слоты, расположенные на материнской плате. Иногда можно встретить ситуацию, когда на «материнке» уже имеется интегрированный графический чипсет, так сказать, «вшитый» в плату, а параллельно с ним устанавливается еще один.

Сейчас мы остановимся на обоих режимах несколько подробнее, а заодно посмотрим, как отключить Crossfire (SLI) несколькими простейшими методами в случае необходимости, тем более что оба режима по технологии функционирования практически не различаются.

Что такое SLI?

Технология SLI, подразумевающая установку нескольких графических адаптеров в систему, была разработана компанией nVidia и подразумевает использование карт только этого производителя.

В принципе, такой режим можно назвать неким условным электронным переходником, который соединяет два видеоадаптера, позволяя объединять их возможности в одно целое.

Что такое Crossfire?

Crossfire представляет собой полную аналогию технологии SLI, однако авторство этой разработки принадлежит не менее известной корпорации AMD.

Интересен тот факт, что, как показывает практика, связка двух и более видеокарт AMD в Crossfire обходится намного дешевле, нежели использование SLI-моста при установке карт nVidia. Кроме того, технология от nVidia не позволяет устанавливать такие связки на все материнские платы подряд. Но если рассматривать вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire Dual Graphics, решение в обоих случаях будет одинаковым. Но сначала рассмотрим некоторые особенности их использования.

Особенности подключения видеокарт в режимах SLI и Crossfire

Во-первых, каждый пользователь компьютерной системы должен четко понимать, что подключать два и более графических адаптера к материнской плате можно исключительно в тех случаях, когда сама «материнка» поддерживает такую возможность.

К примеру, для использования режима SLI плата должна иметь соответствующую маркировку, в противном случае, сколько ни пытайся установить на неё две карты, в связке работать они не будут. То же самое касается и одновременного использования дискретного адаптера и интегрированного. Здесь придется довольствоваться только одним из них.

Во-вторых, следует обратить внимание на тот момент, что для работы в связке по технологии SLI можно устанавливать только видеокарты, базирующиеся на одинаковых чипах (например, nVidia GTX серии 970 и 980, чипсеты серии Titan или две одинаковые карты GT и т. д.). Заметьте: связка из 9600 GT и 9800 GT работать не будет.

Другое дело, когда используются карты Radeon. Тут можно использовать «разночиповые» конфигурации, к примеру, Radeon 2600 и 1950. Очень часто для увеличения производительности графической системы применяются карты серии R9. Действительно, такие пары позволяют использовать максимум возможностей для игр с или Full HD с разрешением 2k. Некоторые пользователи используют такие связки для увеличения общей частоты раскадровки, скажем, чтобы добиться показателя более 80 fps (frames per second - кадры в секунду).

В-третьих, не стоит забывать, что для SLI-карт должен использоваться специальный переходник, который в обязательном порядке поставляется либо вместе с картой, либо с «материнкой». Без него две карты вместе работать, опять же, не будут.

Мифы об использовании режима Dual Graphics для увеличения производительности графической системы

Некоторые наивные юзеры устанавливают две карты для увеличения производительности, считая, что она повысится в два раза (раз две карты на борту). Это заблуждение. Прирост производительности, как показывает практика, редко превышает 20-30 %.

Кроме того, показатель этот рассчитывается по более слабой карте. Например, если у нас имеется у одной карты 8 Гб памяти, а у другой - 2 Гб, как ни крути, на выходе пользователь получит всего 2 Гб. То же самое касается и установки двух карт, допустим, с памятью 4 Гб каждая. На выходе останутся все те же 4 Гб.

Еще один момент: если одна карта MSI, а вторая EVGA, расчет суммарной производительности будет производиться именно по той, которая обладает наименьшими частотами. Так что, как видим, обольщаться особо не стоит.

Как отключить SLI/Crossfire простейшим методом?

Теперь перейдем непосредственно к процессу отключения этих режимов. Наверное, каждый юзер понимает, что вопрос "как отключить режим Crossfire или SLI" сводится к тому, чтобы не использовать в системе второй графический адаптер. И, как уже понятно, простейшим решением является обычное извлечение одной из карт из слота на материнской плате, что применительно к стационарным компьютерам.

Но ведь и на современные ультрабуки можно устанавливать дополнительное оборудование, в частности те же видеоадаптеры, которые, в принципе, могут использовать режим Crossfire. Как отключить на ноутбуке одну из карт? Проще простого. Описанные далее методы годятся и для стационарных компьютерных терминалов, и для лэптопов.

Как отключить режим SLI (Crossfire) для дискретного адаптера через BIOS?

Для отключения обоих режимов можно воспользоваться настройками BIOS. Вход осуществляется нажатием клавиш Del, F2, F12 и т. д. (все зависит от версии и разработчика BIOS).

Здесь нас интересует вкладка, содержащая конфигурацию, называемую Onboard, Integrated Devices и т. д. Входим в параметры и выставляем режим Disabled (иногда Off). Только и всего.

Можно зайти в раздел Advanced, где и будут указаны настройки самого режима, если используются не интегрированные, а дискретные адаптеры.

Использование «Диспетчера устройств»

Теперь посмотрим, как отключить Crossfire AMD или SLI nVidia при помощи стандартных средств Windows-систем. Для этого необходимо зайти в стандартный «Диспетчер устройств». Делается это либо через «Панель управления», либо через «Администрирование», либо с использованием команды devmgmt.msc.

Здесь нужно перейти в раздел видеоадаптеров, где и будут указаны установленные устройства. В этом случае, равно как и во всех других ситуациях, вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire, сводится к тому, чтобы сделать недоступной одну из карт. Выбираем карту для отключения и правым кликом вызываем меню свойств, где имеется кнопка отключения устройства. Можно использовать аналогичную команду непосредственно из контекстного меню. После этого даже систему перезагружать не придется.

Отключение режимов при помощи «родных» утилит

Несмотря на простоту описанных методов, лучше всего (и безопаснее) использовать «родные» утилиты настройки и управления графическими адаптерами, которые инсталлируются автоматически при установке соответствующих драйверов, или установленные дополнительно.

Для карт nVidia моно использовать GeForce SLI Profile Tool, PhysX, Riva Tuner и т. д. Для чипсетов AMD пригодятся утилиты вроде ATI Tray Tool или ATI Catalyst Control Centre и другие. Их использование более простое, настолько, что даже не придется «лазить» в системной конфигурации или в BIOS, чтобы изменить тот или иной параметр. Если разобраться, такое решение рассматриваемой нами проблемы (как отключить Crossfire/SLI) будет более эффективным, при этом исключается даже возникновение конфликтов между установленным оборудованием (к сожалению, встречается и такое).

Вместо послесловия: стоит ли отключать режим двойной графики?

Остается добавить несколько слов о целесообразности использования таких режимов. Собственно, сам ответ на вопрос: "Как отключить Crossfire (SLI)?", думается, уже ясен. Что же касается установки двух и более видеокарт в одну систему и их одновременного использования, здесь существует достаточно много противоречивых мнений. Дело в том, что особого прироста производительности можно и не получить, да и конфликты оборудования не исключены.

Конечно, если система не использует графические возможности по максимуму, отключать эти режимы нужно, ведь одновременная работа двух карт может привести к сильному перегреву компьютера, двойному электропотреблению графической системой (ведь две карты установлено), а также к неработоспособности некоторых игр, программный код которых просто не поддерживает такие режимы или не в полной мере адаптирован к их использованию.

Кроме того, не рекомендуется включать связки в виде бюджетных карт или адаптеров среднего уровня. Уж лучше вместо двух таких купить одну более мощную. Производительность будет намного выше, а проблем меньше. Да и по деньгам зачастую такой вариант более предпочтителен.

Впрочем, если разобраться, использовать такие режимы иногда можно, но в ситуациях, когда две карты не задействованы, одну из них рекомендуется отключать, причем использовать для этого нужно специальное программное обеспечение, рассчитанное на управление всеми параметрами графических адаптеров. И осуществляется такое отключение, что называется, в один клик.

Статье мы рассмотрели технологию объединения несколько видеокарт для их совместной работы от Nvidia - SLI (советую ознакомиться с ней, потому что я буду на нее ссылаться), теперь же рассмотрим схожую технологию от их конкурентов - AMD CrossFireX.

История ATI CrossFire

В конце 90ых дела у ATI шли не очень хорошо - в 1999 Nvidia представила за один год аж два новых поколения - Riva TNT2 и GeForce 256. 3dfx, второй конкурент, в 1998 году представил технологию SLI, позволяющую объединять две видеокарты Voodoo2 вместе на одном ПК. А вот ATI смогла представить лишь RAGE 128 (и чуть позже разогнанную версию PRO), в которых ничего инновационного не было. Поняв, что так и вылететь с рынка видеокарт недолго, они решили скопировать технологию SLI у 3dfx и выпустили «двухголовую» видеокарту ATI RAGE FURY MAXX, которая включала в себя два GPU RAGE 128 PRO. Сама технология объединения видеочипов называлась MAXX (Multiple ASIC Technology), и была чисто программной: каждый из графических процессоров полностью готовит один кадр, и при выводе на экран они чередуются. По сути это была вылитая технология AFR (Alternate Frame Rendering), которая применяется до сих пор.

Но, однако, видеокарта FURY MAXX просто имела два GPU, объединять две видеокарты от ATI было нельзя - в те времена была шина AGP, и этот порт на материнских платах был только один. В 2004 году была представлена шина PCI Express, которая позволяла делить линии - а значит и делать несколько портов и подключать несколько видеокарт. Этим воспользовалась и Nvidia, представив новую технологию SLI, и ATI, сменившая название MAXX на CrossFire.

Отличий между ними тогда хватало: для создания CrossFire нужна была так называемая мастер-карта - она имела внутри чип наложения, позволяющий получать данные с карты-слэйва (slave) и сочетать их попиксельно с основной картой. Объединение происходило через специальный кабель DVI-DMS, а подключение монитора - через еще один коннектор DVI, отходящий от мастер-карты:

Это было жутко неудобно, и в будущем ATI пришла к тому же, что и Nvidia сразу - данные передаются через специальный мостик, и такого понятия как master или slave больше нет (а еще дальше уже компания AMD, купившая ATI, вообще отказалась от мостиков). И если это первое отличие было в минус ATI, то вот второе наоборот, в плюс: если в SLI можно объединять видеокарты только одной серии, то в случае с ATI видеокарты могут быть даже разных поколений.

В дальнейшем, в 2008 году, компания AMD представили Quad CrossFireX - технологию, позволяющую объединять до четырех видеокарт вместе, и сейчас технология объединения видеокарт называется AMD CrossFireX (или, сокращенно, CF).

Алгоритмы построения изображения с использованием CF

Первый алгоритм не является новым - его так же успешно применяет и Nvidia. Называется он Slicing (Нарезка), и заключается в том, что кадр делится на две части - одну обрабатывает одна видеокарта, другую - другая:


Причем части не обязательно могут быть одинаковыми: все зависит от сложности сцены, и области рендеринга для каждой видеокарты могут быть свои. Для игр этот алгоритм подходит слабо, потому что заранее просчитать сложность кадра невозможно.

Второй алгоритм ATI/AMD придумали сами. Он называется (от англ. tile - плитка). Суть алгоритма в том, что весь кадр делится на «плитки» по 32х32 пикселя каждая, и каждая видеокарта в шахматном порядке готовит свою половину плиток:


Плюс этого метода - на каждую из двух видеокарт будет приходиться в среднем половина нагрузки, то есть нет такого, как в Slicing, когда одной видеокарте досталось в игре небо и она подготовила кадр за 5 мс, а другой досталась куча текстур земли, зданий и так далее, и она подготовила кадр за 20 мс: тут каждой из видеокарт досталось и небо, и текстуры земли и других объектов. Но, как и следовало ожидать, есть и минусы: во-первых, требуется максимально точное соответствие характеристик видеокарт: если в Slicing кадр можно делить пропорционально производительности каждой из GPU, то в Tiling разделение нагрузки идет ровно пополам, поэтому видеокарты должны быть полностью идентичны. Во-вторых, между картами не делится геометрическая нагрузка, но в играх обычно она невысокая и проблем с этим не бывает.

Третий алгоритм, AFR , общий с Nvidia - каждая из видеокарт готовит кадры поочередно:


Плюсы те же - никаких артефактов при отрисовке кадра, можно легко распараллелить нагрузку и на 4 GPU. Минус - все кадры имеют разную сложность, что может привести к дерганой картинки при низком fps.

И последний алгоритм «честного» CrossFire - это SuperAA (супер-сглаживание). Принцип схож с таковым у SLI AA - каждая видеокарта сглаживает картинку с некоторым шагом относительно другой, и потом полученные картинки склеиваются в один кадр. Однако отличия от SLI AA все же есть - в случае с Nvidia используется MSAA сглаживание, в случае с AMD - SSAA (оно дает картинку чуть лучше, но и требует больше ресурсов). Доступны режимы сглаживания от х8 до х14 (напомню, что у Nvidia максимум это х32).

В случае с ноутбуками на APU от AMD, включающих в себя как процессор, так и встроенную графику, AMD поступила хитрее Nvidia: если в ноутбуке есть дискретная графика от AMD, то ее можно объединить с интегрированной в режиме Dual Graphics , когда работают обе видеокарты (напомню, что у Nvidia есть технология Optimus, которая позволяет использовать или дискретную графику, или интегрированную, но никак не вместе). Однако у этого метода есть свои ограничения: во-первых, он работает только с DirectX 10 и выше (в принципе, с учетом того, что игры с DirectX 9 старые и нетребовательные по современным меркам - CF там и не нужен). Во-вторых, разница в производительности дискретной и интегрированной видеокарт не может быть больше двухкратной, то есть объединить вместе интегрированную в APU графику с какой-нибудь R9 M390 увы, не получится (опять же - тут интегрированная графика как пятое колесо в телеге и будет только мешаться, так что AMD в принципе поступили правильно).

Системные требования для CrossFireX

Здесь почти все тоже, что и для SLI от Nvidia (поэтому второй раз переписывать требования я не буду), однако есть одно важное различие - вообще не нужны мостики для связи видеокарт (забавно - в тысячной линейке Nvidia не только не отказалась от мостиков для SLI - она ввела новые, еще более быстрые), контроллер CF теперь находится на самой плате видеокарты, а данные передаются через PCI-E. Больше существенных различий нет - все так же подключаются видеокарты одной серии, все так же объем памяти ограничивается таковым у самой слабой видеокарты в DX 11 и суммируется в DX 12.

И самый главный вопрос - имеет ли смысл делать CF? Да, имеет. Тут все просто - приверженцы «зеленых» могут купить одну GTX 1080 Ti, которой за запасом хватит для всех современных игр, поэтому SLI для игр в принципе не нужен. У AMD пока что самая мощная графика это RX 580, которая вообще говоря находится на уровне обновленных GTX 1060, и которой хватает лишь для FHD (в 2К придется существенно снижать настройки, или же играть с 30-40 fps). Так что тут CF имеет смысл - две RX 580 позволят нормально играть в 2К на ультра-настройках графики.

Режимы работы CrossFire.

Особенностью режимов работы CrossFire является то, что для CrossFire доступно всего 3 режима рендеринга: Scissor, SuperTiling, AFR . В отличие от SLI-систем свободный выбор режимов недоступен и нужный режим выбирается драйвером автоматически .

Режим рендеринга Scisso r . Это достаточно известный метод обработки изображения суть которого заключается в разделении кадра на две части , каждую из которых обрабатывает отдельная видеокарта . В теории кадр может делиться пропорционально мощности видеочипов установленных в ПК видеокарт. Для одинаковых карточек кадр делится в соотношении 50:50, но если одна из них более мощная, то выбирается соотношение 30:70 или 40:60. Однако, как может показаться на первый взгляд, не для всех игровых приложений такой режим будет предпочтителен. К примеру, в 3D-шутерах нижняя часть кадра мало меняется на протяжении игры, чего не скажешь о верхней. Для этого предусмотрено увеличение обрабатываемой в кадре зоны для карточки, простаивающей в данный момент времени (для расчета геометрии сцены также потребуются дополнительные ресурсы).

Рис. 1.. Режим рендеринга Scissor. 3Рис. 3

Режим рендеринга SuperTilin g . Является стандартным режимом CrossFire. Он делит изображение на множество квадратиков , визуально напоминающих поверхность шахматной доски. Часть таких квадратиков обрабатывает одна видеокарта, часть - другая. Это позволяет грамотно распределить нагрузку между видеокартами в пиксельных приложениях . Однако обе карточки должны просчитывать всю геометрию сцены (данный режим не поддерживают игры на основе API OpenGL).

Рис. 2.. Режим рендеринга SuperTiling.

Режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR). Это один из самых быстрых режимов работы CrossFire. Его суть заключается в том, что одна карточка рассчитывает четные кадры , вторая - нечетные . Таким образом, между обеими ускорителями на графические процессоры (данный метод - не новинка, режим AFR был задействован и на старых двухчиповых картах ATI). Единственный недостаток режима - он не будет работать в компьютерных играх, использующих функции render-to-texture . Производительность CrossFire в режиме AFR будет зависеть от особенностей обрабатываемой сцены (обрабатываемый и отображаемый в данное время - это разные кадры). Режим AFR будет эффективен для отображения качественной картинки в приложениях, не требующих плавной смены кадров для комфортной работы с ними (в шутерах и симуляторах AFR будет менее эффективен, чем, скажем, в стратегиях).

Рис. 3.. Режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR)

Есть еще режим Super AА который позволяет существенно улучшить качество изображения в ущерб скорости (дополнительным FPS). Суть работы режима SuperAA заключается в том, что обе карточки генерируют одну сцену с разными шаблонами FSAA. Затем чип CrossFire объединяет их в единое целое . Это позволяет добиться лучшего сглаживания «зернистости», известной под именем aliasing .